27, Июль 2022

В 2017-2021 гг численность парикмахерских и салонов красоты в России сократилась на 8,8%: c 95,2 тыс до 86,8 тыс предприятий.

Большинство салонов представляют собой малые предприятия несетевого формата.

По данным «Анализа рынка услуг парикмахерских и салонов красоты в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2017-2021 гг численность парикмахерских и салонов красоты в стране сократилась на 8,8%: c 95,2 тыс до 86,8 тыс предприятий. Основное снижение пришлось на 2020 г: в период пандемии индустрия красоты оказалась среди наиболее пострадавших от коронавируса. Бьюти-салоны и парикмахерские не имели возможности работать в период локдауна. Часть из них не смогли договориться с арендодателями и были вынуждены закрыться.  

Все парикмахерские и салоны красоты неоднородны по уровню цен и качеству предоставляемых услуг. Салоны эконом-класса составляют большинство: в 2021 г к этой категории относились 93,9% всех салонов или 81,6 тыс предприятий. Доля салонов красоты бизнес-класса в России составила 5,0% (4,4 тыс). К категории «премиум» относилось 1,1% (0,9 тыс) всех заведений.

Большинство парикмахерских и салонов красоты представляют собой малые предприятия несетевого формата. Постепенно на российском рынке появляются сетевые проекты, но росту данного сегмента препятствует нехватка квалифицированного управленческого персонала и отсутствие у действующих руководителей эффективных моделей управления более сложными структурами. Привлечение иностранных инвесторов сдерживается неблагоприятной внешнеполитической ситуацией.

В 2017-2021 гг доля потребителей услуг парикмахерских и салонов красоты в России преимущественно увеличивалась и к концу периода составила 72,1% от населения страны (104,5 млн чел). Исключение составил 2020 г, когда показатель снизился до 71,3% от населения (или 104,0 млн чел), что было связано с введением карантинных мер в период пандемии. После снятия ограничений на работу парикмахерских и салонов красоты часть клиентов в них не вернулись, предпочитая договариваться с мастерами лично или отказаться от части необязательных услуг в условиях снижения доходов.

Санкции против России из-за проведения спецоперации в Украине затронули сферу индустрии красоты. Представители бьюти-отрасли заявили о росте цен на импортную продукцию. В санкционный список США под запрет экспорта в Россию попали косметика и парфюмерия, в том числе туалетная вода и средства по уходу за кожей. Услуги стрижки нужны всегда, от них нельзя отказаться. В первую очередь отток клиентов испытают салоны, специализирующиеся на «необязательных» дополнительных услугах, например: инъекционная и аппаратная косметология, spa-процедуры. Также будет наблюдаться дефицит импортной салонной косметики. Основная задача отрасли сейчас – максимальное импортозамещение. По оценкам представителей отрасли, чтобы найти новых поставщиков и протестировать новые продукты необходимо примерно полгода. Кроме того, нужно время для разработки логистических цепочек. Владельцы салонов активно исследуют сегмент корейской и израильской косметики. В перспективе также на российском рынке ожидается рост потребления китайской и японской продукции.

в 2014-2018 гг доля потребителей услуг парикмахерских и салонов красоты ежегодно увеличивалась и к концу периода составила 73,3% от населения страны (109,7 млн чел). Постоянно меняющаяся мода и популяризация «гламурного» внешнего вида, расширение ассортимента услуг и количества парикмахерских и салонов красоты в России стали главными факторами увеличения числа пользователей индустрии красоты.

Снижение реальных доходов населения в условиях кризиса в 2015-2016 гг не остановило рост потребителей, так как закрытие некоторых парикмахерских и салонов красоты среднего уровня повлекло за собой увеличение спроса на услуги парикмахерских эконом-класса. На отечественном рынке успешно прижились также салоны класса «сверхэконом». Массово появляться такие салоны стали относительно недавно. Они похожи на классическую парикмахерскую, однако предоставляют менее расширенный перечень услуг, например, только услуги ухода за ногтями. Стрижка в подобном заведении может обойтись от 100-150 рублей, а для льготных категорий – от 50 рублей. К салонам «сверхэконом» можно отнести и островки в торговых центрах, которые делают экспресс-маникюр.

Источник